Зачем детям играть в сказку?

Сказкотерапия . Как найти выход из трудной ситуации?

Как и любой взрослый, ребенок в своей жизни встречается с огромным количеством трудностей и часто из-за отсутствия жизненного опыта не знает, как их разрешить. А у родителей часто не хватает навыка подсказать ребенку способ выхода из трудной ситуации. Однако, дети умеют себе помочь. Они все трудные эмоции и тяготящие переживания переносят в сюжетные игры. Развивая и придумывая сюжеты в играх с куклами, они выплескивают негативные эмоции, отрабатывают тревожащие ситуации и предотвращают подавление негативных переживаний, их вытеснение глубоко в подсознание. Таким образом, детские сюжетные игры – мощное средство снятия напряжения, самовыражения и переживания конфликтных ситуаций.

Но сегодня к сожалению у детей все меньше времени остается на игру. Они все больше учатся уже с самого юного возраста. Растут нагрузки, а возможностей для отдыха для эмоциональной и двигательной разрядки становится все меньше. В результате они теряют самое ценное средство для психологической самокоррекции и самовыражения – свободную игру. Именно поэтому уже взрослые дети 9-10 лет с таким самозабвением играют в куклы и сюжетные игры. Они не наигрались и пытаются вернуть себе исконно детский способ решения проблем - сюжетную игру. Без такой сказкотерапии у детей копится психическое напряжение, невыраженные эмоции загоняются вглубь. И тогда мы взрослые видим немотивированную агрессию, чрезмерную стеснительность, зажатость, страхи, неадекватность поведения. Конечно, мы пытаемся найти причины таких реакций. И наши дети нам всячески помогают – через сюжетную игру они сигнализируют взрослым о первоисточнике своих эмоций и поступков. Но обычно мы невнимательны к сюжетам детских игр , а если и внимательны, то часто не можем их правильно интерпретировать, подхватить детский сюжет и направить в нужное русло. А именно подхватывая сюжет ребенка, развивая его и внося туда позитивную концовку, элементы проживания разных чувств персонажами , предлагая разные варианты поведения героев, мы можем подсказать выход, разрешить ситуацию и помочь ребенку прожить негативные чувства, справившись с ними.

Есть и другая проблема. Дети все больше в своих свободных сюжетных играх проигрывают сюжеты мыльных опер и навязчивых детских сериалов типа «Вингс», «Тачки», истории из жизни про Барби. Эти сюжеты сильно оторваны от реальной детской жизни и далеко уводят от актуальных переживаний. Но, как это ни печально, жизнь подобных мега героев, их поступки и мотивации навязчиво вводятся в обиход детской жизни по всем правилам хорошего пиара. И потому целыми блоками входят в детскую игру. Используя и моделируя в своих играх истории мега героев , дети не находят в них возможности отыграть свои конфликты и нащупать самостоятельно пути их решения. Игра становится пустой и перестает быть терапевтичной.
На специальных занятиях есть возможность скорректировать поведение ребенка и черты характера.

Случай из практики


Так мальчик С. заботливый и внимательный к другим, уравновешенный, достаточно интеллектуально развитый, вдруг стал приходить на занятия с собакой и не расставался с ней ни на минуту. После разговора с мамой выяснилось, что он и дома не расстается с этой игрушкой. А началась эта дружба с плюшевым псом после очередного похода в детский сад, когда ребенок вернулся домой злой и отказался больше туда ходить. Выяснилось, что сильные крупные мальчишки побили С, а он не смог им ответить. После этого случая ребенок закрылся и ему понадобился защитник. Таким защитником стал плюшевый пес. Специально для С. мы с детьми на занятиях придумали этюд «Неожиданный спаситель», где плюшевый пес стал живым и защищал мальчика от хулиганов. В этюде мальчик выражал не столько чувство страха, сколько обиды. Мы дали этому чувству проявиться и выразиться, а потом придумали вместе сюжет, где С. испытывал чувства независимости, достоинства и уверенности. Потихоньку, придумывая варианты развития событий в этюде, мы заменили собаку героем под названием «Внутренняя Сила», который всегда рядом с человеком, чтобы с ним не случилось. В этюде С. стал встречаться с обидчиками (мальчишками, побившими его) и побеждать, но не кулаками, а внутренней силой, которая вставала между ним и мальчишками.  При этом важно, что идея принадлежала самому мальчику! Игру мы всегда заканчивали медитативной сказкой, где в отвлеченной форме рассказывалось о чувстве уверенности и радости, и о том, что внутренний мир с самим собой важнее внешних событий.

Через неделю мальчик стал забывать приносить плюшевого пса, согласился снова ходить в садик, и на вопрос мамы, общается ли он с большими мальчишками, С. ответил, что он предложил играть в рыцарей и драконов другим хорошим мальчикам, а большие мальчишки стали проситься к ним в игру. И он их пустил.

Работа с эмоциями. Зачем это нужно?


Как известно, осанка и поза, мимика и жесты, выразительные движения имеют большое значение в создании облика человека. И существенно влияют на качество коммуникации, так как люди большое количество информации о другом человеке получают на невербальном уровне, «считывая» пластику его движений. Можно понять , в каком состоянии находится человек, даже не спрашивая его об этом. К примеру, все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные - ее «развертывают». « Расцвел, как цветок», - говорят про счастливого человека.

По исследованиям специалистов у очень многих современных детей отмечаются сложности с выразительной моторикой, наблюдается вялая, бедная, маловыразительная жестикуляция. И в целом пантомимика у детей существенно обеднена. Специалистов это заставляет тревожиться, так как неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость и неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Дети с бедной экспрессией , возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь усиливает и углубляет их невротические реакции.

Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Важно также отметить, что эмоциональные состояния тесно связаны с качеством мышления и с развитием воли. Положительные эмоции усиливают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребенка.
Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, гневного раздражения, потом не выполняются.. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек, даже не может быть волевым. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить детей стимулировать себя с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов.

Вряд ли у нас взрослых всегда получается балансировать детские эмоции. Поэтому детям крайне необходимы занятия, где они научатся:
- разбираться в своем внутреннем мире, понимать свои и чужие эмоции, узнавать их через движения и жесты
-снимать психическое напряжение через самовыражение, в частности через выразительные движения и творчество. ( поделки, рисование и пр.)
- осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.
На таких занятиях крайне необходима обратная связь с родителям, так как только они знают специфику реакций своего ребенка и условия жизни в семье. При тесном сотрудничестве родителей и педагога возможна коррекция эмоциональной сферы ребенка: снятие страхов и агрессии, преодоление боязни или апатии к школе, работа с такими чувствами, как ревность, жадность, зависть и др.

Случай из практики


Вот яркий пример. Мальчик М. на занятиях постоянно прятался за ширмой и с шипением заваливал на пол любого, кто заходил к нему в «гости». Родители говорили, что подобные симптомы начались у мальчика недавно и никак не связаны с общение м с близкими людбми, но отметили, что последнее время мальчик много смотрел телевизор, особенно мультики про Трансформеров. С помощью обратной связи от родителей удалось выяснить, что немотивированная агрессия связана со страхом перед Трансформерами. И драками мальчик компенсирует свой страх перед этими героями. Тогда на занятиях по программе « В гостях у сказки» специально для М. был придуман этюд «Битва», где добрые Трансформеры сражались со злыми и постоянно кто-то кого-то побеждал. Мальчик несколько раз побывал в разных ролях и еще несколько раз посмотрел как «сражаются» другие дети. К пятому занятию М. перестал прятаться за ширму и освободился от навязчивых движений руками и пальцами, олицетворявшими ранее в его воображении Трансформеров.
По такому же алгоритму можно работать и со страхом темноты, одиночества и др. чувствами.

Вспомогательные средства общения в программе «В гостях у сказки».


К вспомогательным средствам общения, используемым на специальных занятиях , относятся рисование, рукоделие и музыка. Рисование помогает обучить детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от театральных этюдов и проигрывания сказок. Так, активно используется игра в кляксы (рисование и оживление клякс). Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулируют воображение и увлечение игрой. А увлеченный ребенок становится более сосредоточенным. Эти игры очень способствуют ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей, выходу агрессии у детей агрессивных в приемлемой форме (рисунке).

Тематическое рисование направлено на выявление и «графическое отреагирование» различных страхов у детей, а также на закрепление в рисунке впечатлений, полученных от участия в этюдах. Часто содержание этих рисунков становится темой для разыгрывания той или иной сценки.

Эмоциональному сближению детей способствует выполнение совместной работы: например, рисование на большом расстеленном на полу листе бумаги. Иногда дети изготовляют вместе с педагогом красивые сказочные дворцы или рисуют страны, по которым потом путешествуют герои придуманных сказок.

Часто на занятиях для распознавания эмоций используется фотографии и репродукции с картин. Кроме того, иллюстрации полезны для образного представления ребенком чувства напряжения и расслабления в мышцах. Так, для усиления у детей чувства напряжения в руках ( «этюд «Штанга») им показывают фотографию мальчика, пытающегося поднять тяжелую штангу. И наоборот, для появления у детей чувства расслабленности в положении лежа, они прежде рассматривают репродукцию с картины «Спящие дети».

Для этой же цели на занятиях используются медитативные сказки. Детям предлагается лечь на пол и «поспать». А педагог под тихую музыку рассказывает сказку, в которой активно используются позитивные образы.

На занятиях активно используется музыка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Музыкальные подвижные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли ситуационного лидера или ведомого, т.е социализируют ребенка.
В нашей программе слушание музыки часто предваряет этюд и помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка способствует общему успокоению, а драматическая возбуждает, повышает жизненный тонус. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

Валерия Рыжова,
педагог-психолог Студии гармоничного развития ребенка "ЗЁРНЫШКО"

Специально для сайта "ЗЁРНЫШКО"